В морском страховании свод правил, введенных в 1877 г. с целью упрощения процедуры разделения убытков от общей аварии. Й-А.п. не имеют силы закона и носят добровольный характер. Тем не менее, они включаются в большинство договоров морской перевозки с целью урегулирования возможных противоречий между юридическими нормами различных государств. Они связывают обязательствами грузоотправителя и судовладельца, но не влияют на морское страхование, если это специально не согласовано. Поэтому их применение должно быть в каждом отдельном случае обусловлено условиями договора страхования. Й.-А.п. разделены на литерные, содержащие общую трактовку вопроса, и цифровые, в которых предусмотрены конкретные случаи общей аварии, чаще всего встречающиеся на практике. Литерные правила применяются, когда цифровые не дают ответа на данный конкретный случай. В 1864 г. на конференции в Йорке разработаны 11 Йоркских правил. Пересмотрены в 1877 г. в Антверпене, после чего получили название Й.-А.п., которые также пересматривались в 1890, 1924, 1949 — 1950, 1974 годах. Условия применения Й.-А.п. обычно включаются в коносаменты и чартеры с указанием года редакции Правил. В настоящее время действует редакция Й.-А.п. 1994 г. Кодекс состоит из двух сборников правил: правил, обозначенных буквенными (литерными) индексами (от «А» до «С»), и правил, обозначенных цифровыми индексами (I—XXII). Первая группа правил характеризует общую аварию (правило «А»), при наступлении которых ущерб, убытки или расходы являются убытком по общей аварии. Вторая группа правил содержит положения, относящиеся к отдельным случаям общей аварии (распределение убытков от выбрасывания имущества за борт в целях спасания судна, от тушения пожара на судне, вознаграждения за спасание и др.), т.е. характеризует большинство обстоятельств, наступление которых приводит к ситуации общей аварии. |